ДО ПРИЕЗДА В МОСКВУ
1
ВИЗА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Нужна ли мне виза?
Оформление учебной визы не требуется для студентов, приезжающих в российские вузы из Азербайджанской Республики, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Украины, Республики Армения, Республики Узбекистан.

По внутренним (национальным) паспортам в Россию могут въезжать только граждане Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики.

Учащиеся из остальных государств могут въезжать в Россию только по заграничным паспортам.
Проверьте паспорт!
  1. Срок действия паспорта должен составлять не менее 18 месяцев (1,5 года) с даты начала действия визы;
  2. В паспорте должно быть минимум 4 страницы (2 чистых разворота) для вклеивания визы и штампов въезда и выезда. Если чистых страниц не хватает, вам необходимо получить новый паспорт.
Какой тип визы мне нужен?
Иностранным гражданам, приезжающим в Российскую Федерацию для прохождения обучения по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, слушателям образовательных программ дополнительного образования, программ переподготовки/повышения квалификации, в том числе по индивидуальному учебному плану, выдается виза, имеющая цель поездки «УЧЕБА», тип «УЧЕБНАЯ»
Анкета-заявка об оформлении визы на въезд в Российскую Федерацию с обязательным заполнением всех полей
Скан копии первых двух страниц паспорта
Оформление приглашения
1
2
3
Отправьте на адрес interdep@ffl.msu.ru следующие документы:
Оформление приглашения занимает, как правило, от 25 до 45 календарных дней в зависимости от страны выезда.
2
ВИЗА. ОФОРМЛЕНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ
Электронное приглашение
Распечатайте электронное приглашение, отправленное Вам на почту сотрудниками факультета
Подача документов в визовый центр
Обратитесь в визовый центр или в Посольство/Консульство Российской Федерации в вашей стране в указанном вами в анкете-заявке городе и подайте документы на визу (перечень консульских учреждений можно найти здесь). Срок оформления визы составляет до 2 недель.
Проверка данных
Получив паспорт с визой, обязательно проверьте правильность всех данных. Если вы нашли ошибку, незамедлительно обратитесь к сотруднику визового центра либо Консульства Российской Федерации, в котором вы получили визу. После исправления ошибки следует повторно проверить правильность визовых данных.
1
2
3
Направьте сканированную копию полученной визы на interdep@ffl.msu.ru
4
ПОДГОТОВКА К ОТЪЕЗДУ
Согласуйте дату вашего прилёта с факультетом и купите авиабилет.
Оформите полис добровольного медицинского страхования, который будет действителен весь период вашего пребывания в России с целью учебы. Информация о требованиях к медицинской страховке здесь.
Отправьте на interdep@ffl.msu.ru следующую информацию:
  1. Ваше полное имя (на английском и русском языках);
  2. Дата прилета;
  3. Аэропорт прилета;
  4. Номер рейса;
  5. Время прилета;
  6. Номер полиса добровольного медицинского страхования и название компании-страховщика;
  7. Ваш контактный номер (мобильный, WhatsApp, WeChat).


Что сделать перед приездом в Москву?
1
2
3
Отправьте на interdep@ffl.msu.ru информацию о планируемом месте проживания в Москве:
  • если вы планируете во время Вашего обучения проживать в арендуемой квартире/хостеле/у родственников, сообщите адрес места вашего проживания;
  • если вам предоставлено место в общежитии, сообщите предполагаемое время приезда в общежитие. В ответном письме вы получите направление на заселение. Перед вылетом обязательно распечатайте и сохраните себе на телефон скан письма — направления на заселение в общежитие.
4

МИГРАЦИОННАЯ КАРТА

Как получить миграционную карту?

При въезде в Россию Вы получите бланк миграционной карты
  • Если вы прибываете в РФ на самолете, бланк миграционной карты будет выдан вам в аэропорту, в пункте пропуска через государственную границу РФ.
  • Если вы прибываете в РФ наземным транспортом (на поезде, на автотранспорте), бланк миграционной карты будет выдан вам представителем организации, оказывающей транспортные услуги.
Миграционная карта заполняется на русском языке. Если вы не владеете русским языком, допускается заполнение данных буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте.
Как заполнить миграционную карту?
В поле «Цель визита» укажите «Учеба/Education»
Если вам нужна помощь с заполнением миграционной карты, обратитесь к сотруднику паспортного контроля. Обязательно проверьте правильность данных, указанных в миграционной карте. Если вы обнаружили ошибку в вашей миграционной карте, следует сразу же обратиться к сотруднику паспортного контроля и попросить поменять миграционную карту, после чего — снова проверить правильность данных.

Заполненный бланк необходимо предъявить на пункте пропуска через государственную границу РФ.
Сделайте копию миграционной карты (например, сфотографируйте на телефон), чтобы всегда иметь этот документ при себе. Обязательно храните миграционную карту в паспорте на протяжении всего срока пребывания в России. Миграционная карта сдается сотруднику пограничного контроля при выезде из РФ.
ПОСЛЕ ПРИЕЗДА В МОСКВУ
Как добраться от аэропорта до города?
  • На такси
    Мы рекомендуем заранее загрузить и использовать популярные в Москве приложения Яндекс. Go, Ситимобил.
  • На поезде Аэроэкспресс, а затем на метро
    Аэроэкспрессы курсируют по следующим маршрутам:
    • аэропорт Шереметьево — Белорусский вокзал;
    • аэропорт Внуково — Киевский вокзал;
    • аэропорт Домодедово — Павелецкий вокзал.
  • На любом вокзале можно сразу же пересесть на метро и доехать до нужной вам станции. Оптимальный маршрут проезда на метро можно построить с помощью сервиса Яндекс.Метро.
ПОСЕЛЕНИЕ В ОБЩЕЖИТИЕ

На момент прибытия в общежитие вам нужно обязательно иметь при себе скан письма — направления на заселение в общежитие от факультета.


Покажите эти документы сотруднику общежития на входе. После этого вам нужно подняться на свой этаж и найти администратора, отвечающего за порядок на этаже. Вас проводят в вашу комнату и выдадут ключи, постельные принадлежности, расскажут о технике безопасности и ответят на ваши вопросы. Если вам нужна помощь, смело обращайтесь к любому сотруднику общежития.


Оплата общежития будет происходить после заселения. Администратор общежития расскажет вам о порядке оплаты.

ПЕРВИЧНАЯ ПОСТАНОВКА НА МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ
На приезжающего в РФ иностранного гражданина возлагается ответственность за постановку на миграционный учет по месту пребывания (т.е. по адресу фактического проживания).
Если Вы проживаете в общежитии МГУ, в течение 3 рабочих дней после въезда на территорию России Вы должны сообщить Вашему факультету всю требуемую информацию для постановки Вас на миграционный учёт.

Если Вы проживаете на съемной квартире, то в течение 7 рабочих дней после въезда на территорию России вы должны быть поставлены на миграционный учет по адресу Вашего пребывания. Это правило действует независимо от того, въехали ли вы в Россию на основе визы, выданной по приглашению МГУ, или в безвизовом порядке. Последствия нарушения этого правила крайне серьезны, вплоть до выдворения из России, начисления штрафа до 7 000 рублей и запрета на въезд в Российскую Федерацию на срок до 5 лет.

За постановку на миграционный учет прибывшего на территорию Российской Федерации иностранного гражданина государственная пошлина не взимается.

Как встать на миграционный учет?

На следующий день после Вашего прибытия и заселения в общежитие - принесите сотруднику иностранного отдела вашего факультета следующие документы:
  • Паспорт;
  • Миграционную карту;
  • Копию паспорта: первая страница, страница с действующей российской визой, страница с отметкой о пересечении границы;
  • Копию миграционной карты;
  • Копию справки из общежития с указанием адреса проживания или контракта из общежития

На основе предоставленных документов сотрудники иностранного отдела факультета заполнят Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и направят его вместе с копией паспорта, миграционной карты и справкой из общежития в территориальный орган МВД для постановки на миграционный учет.

Подтверждением постановки на миграционный учет является заполненная и заверенная печатью территориального органа МВД отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Собственник жилья, которое вы арендуете, должен подать уведомление о прибытии иностранного гражданина в территориальный орган Министерства внутренних дел (МВД), многофункциональный центр «Мои документы» (МФЦ) или отделение «Почты России». Пожалуйста, обязательно заранее проговорите этот вопрос с собственником жилья. Если вы проживаете в хостеле/гостинице, администрация хостела/гостиницы должна вас поставить на миграционный учет в установленном порядке.

Для постановки на миграционный учет Вам понадобятся следующие документы:
  • копия паспорта (первая страница, страница с визой и страница с отметкой о пересечении границы);
  • копия миграционной карты.

Обязательно проконтролируйте, что вас поставили на миграционный учет в течение 3 рабочих дней со дня вашего прибытия в РФ. Вы должны получить заполненную и заверенную печатью территориального органа МВД отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

После постановки на миграционный учет по месту пребывания (фактического проживания) вам необходимо максимально быстро отправить на interdep@ffl.msu.ru фотографии в хорошем качестве (в высоком разрешении) следующих документов, подтверждающих законность вашего нахождения на территории РФ:
  1. паспорта (все заполненные страницы), включая страницы с российской визой и отметкой о пересечении границы,
  2. миграционной карты,
  3. отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Я планирую жить в общежитии МГУ
Я планирую жить в арендуемой квартире/в хостеле/у родных
Всегда носите с собой (до момента пересечения границы при выезде из Российской Федерации) отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и миграционную карту. Эти документы подтверждают, что вы законно находитесь на территории Российской Федерации и встали на миграционный учет. Сделайте сканы этих документов и сохраните их в своем телефоне.

ПРОДЛЕНИЕ ВИЗЫ

Если ваше обучение заканчивается позже срока действия визы, то вам необходимо продлить визу.
Иностранным гражданам, впервые приезжающим в Московский университет, выдается однократная виза (цель поездки «учеба», тип визы «учебная») на срок не более 90 дней.
Для того чтобы продлить визу, вам необходимо пойти в иностранный отдел вашего факультета со следующими документами:
  • Оригиналом паспорта с действующей визой
    копией первой страницы паспорта и копией страницы паспорта с действующей визой
  • Оригиналом миграционной карты
    копией миграционной карты
  • Регистрацией, оформленной по месту жительства
    копией регистрации, оформленной по месту жительства
  • Оплаченной квитанцией государственной пошлины (1600 рублей)
  • 2-мя фотографиями 3×4, цветными или черно-белыми, матовыми
  • Документами, подтверждающими прохождение процедур медицинского освидетельствования, фотографирования и дактилоскопии
Важно: Документы для продления визы должны быть представлены в международный отдел факультета за 30 дней до окончания срока действия визы.
В случае несвоевременного предоставления документов, Вам может быть отказано в получении новой визы.


После получения паспорта с новой визой проверьте правильность указанных в ней данных!


СМЕНА МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ, ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РОССИИ
И ПОВТОРНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
Если в период обучения в Московском университете Вы остановитесь на какое-то время в гостинице/хостеле (даже на 1 день) в Москве или другом городе, Вас автоматически там зарегистрируют.
Если Вы переедете на другую квартиру, помните, что Вы обязаны зарегистрироваться по новому месту пребывания.
И в том, и в другом случае Вы должны получить заполненный и заверенный печатью бланк регистрации.

Важно: Новая регистрация (гостиница, хостел, смена квартиры) аннулирует действие предыдущей.

На следующий день после возвращения, пожалуйста, посетите иностранный отдел Вашего факультета для возобновления регистрации МГУ или самостоятельно зарегистрируйтесь по месту проживания в арендуемой квартире/в хостеле/у родных.

Для самостоятельной регистрации по месту проживания Вам понадобятся следующие документы:

● копия всех страниц паспорта за исключением пустых;

● копия миграционной карты;

● копия предыдущей регистрации;

● справка с печатью факультета, подтверждающая статус студента;

● заверенная печатью факультета копия приказа о зачислении;

  • ходатайство от Вашего факультета.
Важно: Если Вы путешествуете по другим городам России и останавливаетесь в гостиницах/хостелах/съемных квартирах, Вам необходимо предупредить Ваш факультет о дате отъезда и возвращения в Москву. Вы всегда должны иметь при себе контакты представителя Вашего факультета для экстренной связи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в другом городе.
МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И
ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
В отношении иностранных граждан, которые в указанный срок не исполнили обязанности по прохождению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования и (или) медицинского освидетельствования, будет рассматриваться вопрос о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.
Согласно законодательству Российской Федерации, медицинское освидетельствование, обязательную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование обязаны пройти:

  • иностранные студенты, прибывающие в РФ на срок, превышающий 90 календарных дней – в течение 90 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию;
  • иностранные преподаватели и научные сотрудники, прибывающие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности – в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ.
Дактилоскопическая регистрация и фотографирование осуществляются органами внутренних дел однократно, независимо от количества въездов/выездов в Российскую Федерацию.
Алгоритм прохождения процедур медицинского освидетельствования, дактилоскопии и фотографирования:
ВАЖНО: Вы можете пройти процедуры дактилоскопической регистрации и фотографирования только после прохождения и получения результатов медицинского освидетельствования.
В случае потери или порчи документа, подтверждающего прохождение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования, необходимо обратиться в Отделение по вопросам миграции отделения полиции по обслуживанию МГУ имени М.В. Ломоносова, где Вам помогут получить дубликат.
ПОВТОРНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
ВНИМАНИЕ: документы на оформление/ продление многократной учебной визы не принимаются без действующих документов, подтверждающих прохождение иностранным гражданином процедур медицинского освидетельствования и государственной обязательной дактилоскопии (регистрации отпечатков пальцев).

Сроки действия документов о медицинском освидетельствовании установлены приказом Минздрава России от 19 ноября 2021 г. № 1079н «Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования…».
  • Сертификат, медицинское заключение действительны в течение 12 месяцев с даты их выдачи. (Приказ Минздрава РФ от 21.02.2022 N 94н).
  • Повторное медицинское освидетельствование необходимо пройти спустя 1 год со дня получения результатов. По истечении этого срока иностранные граждане обязаны в течение 30 календарных дней лично повторно обратиться для прохождения медицинского освидетельствования.
  • Новые медицинские заключения представляются лично иностранным гражданином в международный отдел факультета.
В случае неисполнения обязанностей по прохождению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования и (или) медицинского освидетельствования в отношении таких иностранных граждан будет рассматриваться вопрос о сокращении срока временного пребывания
в Российской Федерации.